РОДИТЕЛЯМ
ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ
Третий класс является
переломным в жизни младшего школьника. Многие учителя отмечают, что именно с
третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к
учению, проявлять активный интерес к познанию.
Это во многом связано с
теми значительными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном
развитии детей в данный период. Психологические исследования показывают, что
между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии
учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и
формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное
мышление, то есть мышление, оперирующее понятиями. Известный детский психолог
Д. Б. Эльконин так писал об особенностях развития младших школьников: «Память в
этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим».
Активно развивается и
способность ребенка произвольно управлять своими психическими процессами, он
учится владеть вниманием, памятью, мышлением.
Эти изменения в интеллектуальном
развитии третьеклассников должны быть активно использованы в развивающей работе
с детьми. В беседе с родителями психологу важно подчеркнуть, что именно они
могут оказать существенную помощь в проведении такой работы, направленной на
реализацию значительных потенциальных возможностей детей этого возраста.
Развитие
внимания.
Хорошо
развитые свойства внимания, и его организованность являются факторами,
непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте.
Как правило, хорошо успевающие учащиеся имеют лучшие показатели развития
внимания. Специальные исследования показывают, что различные свойства внимания
вносят неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам.
Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания,
успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а
обучение чтению – с устойчивостью внимания. Таким образом, развивая различные
свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным
предметам.
Сложность, однако,
состоит в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой
степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания (но даже он резко – в 2 раза
увеличивается на протяжении младшего школьного возраста). В то же время такие
свойства внимания, как распределение, переключение и устойчивость, можно и
нужно у ребенка тренировать.
Психолог может предложить
родителям комплекс игр, заданий и упражнений, направленных на развитие внимания
разнообразные варианты: корректурные задания, «перепутанные линии», поиск
скрытых фигур и многое другое.
Развитие
памяти.
Наиболее
распространенный прием запоминания у младших школьников – многократное
повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Однако при возрастающем
объеме учебного материала он перестает себя оправдывать. Поэтому уже в
начальной школе дети начинают испытывать потребность в качественно иных
способах работы.
Основой логической памяти
является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания.
Такая память основана на понимании. В этой связи уместно вспомнить высказывание
Л. Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием
мысли, а не одной памятью».
В качестве мыслительных
приемов запоминания могут быть использованы: выделение смысловых опор,
классификация, составление плана и др.
Целесообразно
продемонстрировать детям и различные мнемотехнические приемы, а также раскрыть
возможности письменной речи как средства запоминания.
Есть и такие дети,
которые быстро запоминают учебный материал, но и так же быстро забывают
выученное. Обычно на второй–третий день они уже плохо воспроизводят выученный
материал.
У таких детей прежде всего нужно формировать установку на длительное
запоминание, приучать контролировать себя.
Наиболее трудный случай –
медленное запоминание и быстрое забывание учебного материала. Этих детей надо
терпеливо учить приемам рационального запоминания. Иногда плохое запоминание
связано с переутомлением, поэтому необходим специальный режим, разумная дозировка
учебных занятий.
Очень часто плохие
результаты запоминания зависят не от низкого уровня памяти, а от плохого
внимания.
Развитие
мышления.
Для того
чтобы умственное действие могло быть использовано в качестве опоры для
запоминания, само это действие должно быть первоначально сформировано.
Например, прежде чем использовать прием классификации для запоминания
какого-либо материала, необходимо овладеть классификацией как самостоятельным
умственным действием.
Поэтому особенно важная
роль в работе с детьми принадлежит развитию их мыслительных способностей.
Основное внимание необходимо уделить обучению элементам логического мышления:
выделению различных признаков предметов, сравнению, нахождению общего и
различного, классификации, умению давать простейшие определения.
Направляя усилия на
развитие мышления детей, родители должны учитывать их индивидуальные
особенности (склад ума, познавательный стиль, темп мыслительной деятельности,
обучаемость и пр.). При этом не следует забывать и о качественном своеобразии
мышления в младшем школьном возрасте.
Несмотря на интенсивное
развитие вербального, понятийного мышления, большинство детей примерно до 10
лет относится не к мыслительному типу, а к художественному. Поэтому
целенаправленное развитие понятийного мышления следует сочетать с не менее
целенаправленным совершенствованием образного мышления и уделять внимание
развитию детского воображения.
Как помочь ребенку стать читателем
Люди
перестают мыслить, когда они перестают читать.
Д. Дидро
К третьему
классу у разных детей складывается неодинаковое отношение к чтению как
самостоятельному интеллектуальному занятию.
Как правило, в каждом
классе есть две группы детей, демонстрирующих полярное отношение к чтению. Одни
читают охотно и много, не расстаются с книгой. Другие, напротив, не любят
читать, делают это лишь по принуждению. Именно вторая группа учащихся чаще
всего вызывает особое беспокойство учителей и родителей.
Дети, которые не любят
читать, нередко плохо владеют техникой чтения. Именно отсутствие хорошо
отработанного навыка чтения может служить препятствием для свободного общения
ребенка с книгой. В этом случае следует уделить особое внимание отработке
технической стороны чтения. Чтение, как любой другой навык, требует специальных
усилий и времени для закрепления умения и его совершенствования. Времени,
отведенного для этого на уроках чтения, очевидно недостаточно. Для закрепления
навыка чтения ребенок нуждается в систематических, ежедневных упражнениях.
Специалисты, занимающиеся проблемами детского чтения, утверждают: для улучшения
навыков чтения особенное значение имеет эмоциональное состояние ребенка.
Родителям необходимо помнить, что ребенок, любимый ими независимо от своих
недостатков, получающий эмоциональную поддержку взрослых, а значит, уверенный в
себе, легче обучается чему бы то ни было, в том числе и чтению.
Между тем многие
третьеклассники владеют техникой чтения достаточно хорошо, однако не являются
активными и самостоятельными читателями. Родители нередко сетуют на то, что
ребенок не проявляет большого интереса к книгам, зато много времени проводит у
телевизора или компьютера. Потребность в чтении не возникает сама собой и не
складывается в результате принудительного общения с книгой. Насилие здесь
недопустимо. Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение
при этом имеет отношение к чтению самих родителей. Любят ли в семье читать?
Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли ребенок видит родителей с книгой?
Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о прочитанном? Следят ли родители
за книжными новинками, в том числе и в области детской литературы?
Как правило, читать любят
дети читающих родителей.
Советы
родителям
Если
родители всерьез обеспокоены недостаточно заинтересованным отношением ребенка к
чтению, им могут пригодиться советы американского психолога В. Уильямса. Вот
некоторые из них.
·
Наслаждайтесь чтением сами и вырабатывайте у детей отношение к
чтению как к удовольствию.
·
Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте,
смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т. п.
·
Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами
и получайте в качестве подарков.
·
Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке,
книжном магазине и т. п.)
·
На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс
ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).
·
Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с
полками и т. п.).
·
В доме должна быть детская библиотечка.
·
Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то
прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
·
Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по
которой поставлен фильм.
·
По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории.
Развлекайте себя сами, вместо того чтобы смотреть телевизор.
·
Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.
Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
·
Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы
развить их навык и уверенность в себе.
·
Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
·
Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже
гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов – пусть дети читают все, что им
нравится.
·
Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения:
тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.
·
Пусть
дети каждый вечер читают, перед тем как уснуть.
|